Когда упёрся в потолок
Камиль пришёл на групповую игру Лила с видом уверенного человека, который точно знает, что хочет от жизни. Ему 43, он — образцовый семьянин, надёжный предприниматель и заботливый начальник, который знает дни рождения своих сотрудников и умеет отличить латте от флэт уайта. А ещё он признался, что…
— Есть плотное ощущение, что я упёрся в потолок, — сообщил он с тем тоном, с каким обычно говорят «поднялся на Эверест на четвереньках».
— Потолок в доме или в офисе? — уточняю я. — Где именно нет роста?
— Бизнес. Профессиональная сфера, — после паузы выдохнул он.
— Отлично. Значит, что-то тормозит. Осталось выяснить, что именно: страх, привычка, или, может, чугунная люстра над головой.
С этого момента Камиль попытался войти в игру. За первые три часа он перебросал все числа от одного до пяти в разных вариациях, а вот шестёрка, необходимая для входа в поле, обходила его кубик стороной, как аллергик — арахисовое масло.
Камиль остался на месте, как греческий бог, попавший в транспортный коллапс. Пока остальные путешествовали по полю, сталкивались с тенями, озарениями и повторяющейся клеткой эго, Камиль нащупывал темы для входа:
— Хочу делегировать жене-домохозяйке часть задач… Научиться вести бизнес по-новому. И, представляешь, меня недавно развели на инвестициях. Наслушался огалтелых бизнес-коучей, которые кричат как пиратские попугаи из каждого утюга «Пиастры, пиастры!». Захотелось легких денег, и я повелся… Хорошо, хоть не весь флот на рифы пустил...
Мы играли у Камиля в его рабочем пространстве. Я наблюдал. Внешне он оставался невозмутим, но мимика и тело выдавали растущее внутреннее напряжение. Мой взгляд упал на тяжёлую хрустальную вазу, и я подумал, что раз нет движения вовне, стоит подтолкнуть изнутри. Я протянул вазу Камилю и попросил подержать:
— Подержи, сколько сам захочешь.
Он посмотрел с недоумением, но взял. Через пять минут его поза из "дзен-монах" перешла в "блин, здесь гравитация как на Юпитере": ваза перекладывается из руки в руку, плечи напряжены, глаза ищут спасение. И тут — о, чудо! — его ход.
— Саша, может я опущу вазу?
— Конечно. Ты с самого начала мог.
Он опускает. Бросает кубик… шесть, следом — три.
— Камиль, ты в игре! Добро пожаловать на клетку 9 — Чувства. Скажи, как ты определяешь, когда стоит напрячься, а когда отпустить?
— Я вроде не напрягаюсь… — бросив взгляд на жену, добавляет: — Я что, напряжён что ли?
— Ключевое слово — "вроде". А как руки?
Камиль потирает пальцы:
— Чуть ноют. Интересно… ощущение, что мое тело вспомнило: «О, ты же устаёшь!»
— Вот да. Мы держим тяжесть не руками — привычками. Годами. Как будто если отпустить — развалится мир. А может, наоборот — отпустишь и все наконец встанет на место?
С этого момента Камиль начал двигаться. Но не спешно. Зато глубоко.
Собрал почти всю коллекцию клеток Лилы:
– 11-12-8: как позволить себе лёгкость;
– 13-14-16: как сказать "я устал" без страха потерять лицо, статус и контроль над Вселенной;
– 35-39: как отпустить старое и не строить в душе музей сожалений.
И вот, полный круг, и он снова на клетке Чувства.
— Камиль, ты ведь хотел перестроить бизнес. По-новому. А что это значит?
Он задумывается. Улыбка на губах:
— Наверное… легче. Без жёсткого контроля. С доверием. С… игрой, что ли.
— Игрой. А в какую ты привык играть?
Он опускает глаза. Видно, внутри прям что-то разыгрывается.
— В шахматы. Где я — король и могу ходить только на одну клетку. И то с риском быть съеденным.
— Что ты чувствуешь прямо сейчас, если по-честному?
— Усталость. Напряжение в груди. И что-то… щемит внутри, в солнечном сплетении.
— Можешь дать название тому, что щемит?
— Похоже… та история с инвестициями. Была чуйка, что не стоит ввязываться, а я пошёл. Меня красиво развели, а я не послушал себя. Никак не могу отпустить это, ведь не только себя, близких подвёл. Сильно расстроились.
— Что будешь делать?
— Кину кубик.
Шесть и один. Продвижение по клеткам 15, 16, 4. Я говорю:
— А что, если представить реальность, где твои чувства будут на первом месте?
— В моей реальности сначала хорошо моему окружению. Потом — мне.
— А ты правда хочешь это «хорошо» другим давать?
— Да.
Я протягиваю ему два пустых стакана.
— Налей из одного в другой.
— Намёк понял.
— Да. Даже Иисус вино из воды делал... Может пришло время сыграть в Лилу, бросив кубик для себя.
Кидает. Шесть и пять. Мгновенный рывок стрелами на клетку 50.
— Камиль, ты только что проговорил смысл это клетки. Сделать то, что сложно.
— Да… сложно наполнить сначала себя.
Бросает снова. Три. Один.
— Камиль, ты прошёл всю игру. Сделал выбор: жить в полноте чувств — а не в их тени. Ты уже не тот король, что стоял в начале сегодняшней партии.
…И тут происходит то, что словами не передать. Камиль словно выдохнул что-то, что сдерживал в себе годами. Он не просто дошёл до финиша — он отпустил тяжесть, которую считал обязательной ношей. Простил себя — за неверный выбор, за попытку угодить всем, за то, что не послушал себя, когда сердце шептало иначе.
Он понял: быть сильным — не значит держать всё под контролем. Быть настоящим — значит доверять себе, идти своим темпом и позволять себе наполняться. Ведь только наполненный человек способен создавать вокруг себя пространство силы, света и красоты.
Он закончил игру последним, но вышел из неё как человек, который больше не играет по чужим правилам. Он стал тем, кто наполняет сначала себя — чтобы по-настоящему делиться с другими. И в этом — его новый стиль жизни.
Боже, как это было по-настоящему.
